Как я выводил завод на IPO
4 марта 2019 г.
Владелец одного из заводов, где я работал, решил выйти на IPO. Топ-менеджменту, включая меня, была поставлена задача подготовить все необходимое в течение года. Это был очень амбициозный план.
Так как я был финансовым директором, большая часть подготовительной работы ложилась на мои плечи. Были изучены условия размещения на различных площадках, проведены переговоры с несколькими инвестиционными консультантами, начато внедрение MRP-системы, сформирована и проаудирована так называемая нулевая отчетность (первый отчет по международным стандартам за год, предшествующий текущему).

Впереди была еще масса работы. И тут случился кризис 2008 года. Продажи падали на глазах, площадки закрывали возможности листинга для российских компаний, инвестиционные консультанты и банки взяли паузу. Организовать размещение акций в обозначенный владельцем срок стало не возможно. Да и у владельца появились проблемы такого масштаба, что ему стало не до IPO в нашем, не самом крупном его активе.

Кончилось это плачевно для всех. Хотя завод еще существует, но его доля на рынке снизилась. От идеи публичного или закрытого размещения акций отказались. Менеджмент завода полностью сменился. Владелец несколько лет решал свои финансовые проблемы и, по большому счету, все еще продолжает их решать.

Я сделал из этой истории два вывода. Во-первых, даже если владелец лично ставит какие-то задачи (а в нашем случае это было не так, задачи ставили его представители) в исполнимость которых менеджмент не верит, это нужно прямо обсуждать. Во-вторых, важно понять и оценить риски, предложить механизмы их снижения и, в идеале - предложить альтернативу, план Б.